Методология современного образования. Болонский процесс

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые развитие классических университетов изучено в контексте Болонского соглашения с использованием метода контент-анализа и показано, что вступление России в Болонский процесс выступает фактором развития классических университетов, приводит их к структурным и содержательным изменениям; формируется их новый облик за счёт совершенствования различных моделей: Выявлено отношение научно-образовательного сообщества к Болон-скому процессу. При разбросе мнений большинство его представителей в целом оценивает вступление в Болонский процесс положительно. Неоднозначность оценок зафиксирована в вопросах необходимости и целесообразности внедрения отдельных положений многоуровневое образование, кредитные единицы и др. Значительное число отрицательных оценок связано с опасением негативного влияния Болонского процесса на национальную и научно. I, образовательную школы, фундаментальность классического образования, изменение характера обучения. Выявлены проблемы и трудности объективные и субъективные на пути реализации требований Болонской декларации в российских классических университетах. Теоретическая значимость результатов заключается в том, что они имеют значение для дальнейшего исследования отечественного университета как явления российской культуры и научно-образовательной системы, изучения проблем современного состояния университетского образования, нахождения оптимизирующих механизмов его реформирования за счет того, что:. Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для проектирования процесса развития классического университета его стратегии и тактики и перехода к рамкам Болон-ской декларации на основе накопленного опыта по основным направлениям деятельности научно-исследовательская, инновационная, культуросберегаю-щая, образовательная, международная ; выявлением барьеров и сложностей вступления в Болонский процесс, возникающих у субъектов этого процесса, что даёт возможность предусматривать необходимые меры для разрешения возникающих противоречий использовать материалы в процессе переподготовки кадров высшей школы. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается анализом научных работ по проблемной области; целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, целям, задачам, логике; анализом подобранного материала, целостно отражающего динамику изменений классического университета при вступлении России в Болонский процесс. Надёжность результатов обеспечивается применением принятых в науке количественных и качественных методик контент-анализа, общепризнанных статистических методов обработки результатов, размерами выборки более текстов, п. Вступление России в Болонский процесс выступает фактором развития классических университетов, приводит их к структурным и содержательным изменениям; формируется их новый облик за счёт совершенствования различных моделей регионального классического университета, универси-; тетских комплексов, инновационного, исследовательского университетов и др.

Российские классические университеты играют ведущую роль в интеграции в единое общеобразовательное пространство в силу единых исторических корней модель университета В. Гумбольдтанеобходимого научного, образовательного, кадрового и ресурсного потенциала для полноценного выхода на международную арену; наличия опыта внедрения отдельных положений Болонского процесса; способности легко перестраиваться и работать в универсальных моделях. Университетское образование в новых условиях перестраивается на основе принципов целостности учебной, научной, просветительской инноI вационной деятельности в интересах государства и общества; интегрированности университетского образования с фундаментальными научными исследованиями в системе естественнонаучныхгуманитарных и социально-экономических областей знаний; универсальности ретранслируемых знаний и компетенций в разных социокультурных и производственных системах; открытости для взаимодействия с правительством, бизнесом, потребителем и международным сообществом; инновационности во всех сферах деятельности; самодостаточности в обеспечении экономическими, информационными и кадровыми ресурсами; академической автономности; вариативности образовательных программ, уровней и специализации обучения; непрерывности образовательного, исследовательского и воспитательного процессов; гуманности и нравственности в воспитательной и просветительской деятельности. При всем разбросе мнений академического сообщества большинство его представителей оценивает вступление в Болонский процесс положительно, наиболее проблемными и обсуждаемыми являются вопросы сохранения собственной культурной идентичности в образовании; статуса классического?

Вы точно человек?

Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего наименований, 9 таблиц, 1 рисунка, 7 приложений, содержащих хронологию Болонского процесса, основополагающие документы процесса интеграции, сводную проблематику конференций по теме исследования. Результаты исследования позволили проранжировать основные проблемы интеграции классических университетов в общеевропейское образовательное сообщество по степени их обсуждаемости в академическом сообществе: В результате анализа перечисленных проблем и опыта перестройки университетского образования можно отметить следующие основные противоречия:. Нами сделана попытка систематизировать наиболее упоминаемые плюсы и минусы Болонского процесса в целом для системы высшего профессионального образования. Университет как высшее учебное заведениедеятельность которого направлена на развитие образования, науки, культуры, складывался в средневековой Европе. Изначально возникли две модели университетского образования- немецкая исследовательского и английская интеллектуального. Цель исследовательского - единство обучения исследования, автономия, академическая свобода в поиске, обучении, включение корпорации в общественную жизнь, поддержание её целостности, цель интеллектуального университета- развитие интеллекта посредством обучения, формирование общей культуры, гражданственностирасширение знаний, поддержание стандартов истины, свободы, демократии. Позже американская модель университета совместит в себе эти две модели, а также сервисную функцию университетской корпорации в ответ на потребности среды. Отмечается, что факторы становления университета, институализация его ценностного кредо есть выражение социокультурной динамики, потребностей общественного развития, уникального сочетания материальных запросов среды интеллектуального, духовного потенциала культуры О. В основу развития первых российских университетов положены основные принципы модели германского исследовательского университета В. Гумбольдта фундаментальность образования, академическая свобода в преподавании исследовании, обучение через исследование, отказ от утилитарного знания и господства эмпирической науки, автономность образовательного учреждения, господство гуманитарного знания.

С момента появления первых университетов начала складываться уникальная университетская система в России, при этом многие черты европейского образования не были развиты, так как российские университеты не имели признака автономности и постоянно находились под влиянием государства, сильной централизованной власти, что не позволяло реализовать принцип автономии. Одним из факторов, обусловивших формирование модели отечественного университета, считают её религиозно-культурные основания: Генезис развития российских классических университетов включает в себя следующие группы: Московский, Казанский, Петербургский, Томский и др. Существует четвертая группа университетов, которые позиционируют себя как классические, они появились в х гг. Ярослава Мудрого и др.

российское педагогическое образование в контексте болонского процесса

Социально-философский анализ упрочения модели классического университета О. Комарова показал, что развитию отечественного классического университета способствовали формирование научных традиций в российском обществе, начиная с петровских реформ; развитие промышленности во второй половине XIX в. Однако российские традиции сильного государства, неразвитости правовых начал, демократичности умалили значение университета как самостоятельного и независимого образовательного центра, но не смогли сдержать становления научной традиции. Классические университеты имеют разный потенциал для развития, что объясняется различными сроками функционирования университета в качестве классического. Так наиболее сильными университетами являются - столичные Московский и Санкт-петербургскийдругие университеты отличны друг от друга в зависимости от количества научных школ, материально технической базы, потенциала педагогических кадров, развитости региона, в котором они находятся и рядом других факторов. Важная составляющая университетского образования - гражданская и гуманитарная идеология, направленная на преодоление бюрократической или корпоративной логики, различных оттенков национализма и технократического профессионализма. Рассмотрев критерии выделения университета в статус классического, можно выделить наиболее значимые из них - качественные: Таким образом, под образцовым классическим университетом можно понимать высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку в системе естественнонаучныхгуманитарных и социально-экономических областей знаний, ведущее фундаментальную научно-исследовательскую деятельность, воспитательную и культурно-просветительскую работу в вузе и регионе, выполняющее функции учебно-методического, информационного центров и центра международного сотрудничества. Российский классический университет - это сложный социокультурный феномен современной цивилизации, осуществляющий образовательную, исследовательскую и просветительскую деятельность на определенной территории, со своими уникальными педагогическими традициями и научными школами. Необходимо сохранить этот сложный механизм, с исторически обусловленным набором свойств и признаков. Во время пребывания за рубежом они полноценно учатся, изучают не только отдельные дисциплины и язык, но и проходят полный годичный или семестровый курс, который им впоследствии зачитывается по возвращению в основной вуз. В Болонском процессе различают в целом два вида академической мобильности: Вертикальная подразумевает полное обучение студента на степень бакалавриат, магистратура, аспирантура в вузе, горизонтальная — обучение на ограниченное время семестр, учебный год [7].

Болонский процесс и Российское образование

Также выделяется понятие индивидуальной академической мобильности, под которой понимается временное перемещение студента или преподавателя на определенный период в другое образовательное учреждение в своей стране или за рубежом для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение [8]. Это соглашение подписывается самим студентом и деканом факультета, который его направляет. Эти меры приняты для более удачного получения академических кредитов студентам. Следует отметить, что академическая мобильность также стала важнейшей составляющей международной деятельности российских вузов. Все чаще индикаторы академической мобильности студентов и преподавателей стали появляться в отчетах Министерства образования и науки РФ в качестве показателей эффективности деятельности вузов. Тем не менее, существует ряд проблем с формированием и развитием академической мобильности в России, такие как неплановый характер этой деятельности, недостаточность материально-финансового обеспечения, нехватка специалистов в данной области, отсутствие специальных методов и механизмов академической мобильности, недостаточно развитая инфраструктура, которая должна обеспечить обмен студентов. Анализ таблицы 1, составленной согласно данным Министерства образования и науки РФ, показывает, что, если практически все вузы осуществляют информационную и организационную поддержку развития академической мобильности, то экспертную и финансовую — примерно половина учебных заведений. Доля вузов, подведомственных Минобрнауки России, осуществляющих поддержку развития академической мобильности по различным направлениям на начало г. Экспертная поддержка оценка качества образования, оценка полезности выбранного курса в рамках, индивидуализированной образовательной траектории. Организационная поддержка помощь в установлении контактов с другим вузом, получение визы и т.

Российское педагогическое образование в контексте болонского процесса

Переход к накопительной системе, отмечает автор, должен изменить организацию и планирование всего учебного процесса и вывести на первое место методическую работу кафедр, а также организацию самостоятельной работы студентов. Однако попытка поместить в рамки кредитно-модульной системы любые учебные дисциплины, которые имеют свою специфику и требуют специального, особенного подхода, в частности — количества отводимых часов, форм отчетности и т. Особенно это касается предлагаемых форм контроля знаний, в частности тестовых форм. Многочисленные эксперты опасаются, не грозит ли то же самое и системе высшего образования, не потеряет ли оно свою системность и фундаментальность, которыми мы до сих пор гордились, с принятием тестовых форм контроля. Так же отмечается и то, что школы теряют мотивацию сотрудничать с высшими учебными заведениями, отчего страдают в первую очередь наиболее престижные известные вузы, так как разрушается система взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений при подготовке и отборе будущих абитуриентов [13, С. Внедрение "европейских стандартов" в образовательную систему страны пишет С. Наоборот, введение такой системы приведет к еще большим негативным последствиям для системы образования, отмечается в статье Н.

российское педагогическое образование в контексте болонского процесса

Главными из таких негативных последствий авторы называют то, что, введя образовательные ваучеры, государство фактически признает многоканальность финансирования образовательного процесса, что приведет к коммерциализации образования, так как государство не будет рассматриваться уже лишь как один источник финансирования высшего образования [16, С. А коммерциализация образовательного процесса, пишут авторы, приводит к воспитанию эгоистичных и непатриотичных граждан, что в последствии негативно скажется на социально-экономическом развитии общества [16, С. С этой точкой зрения нельзя не согласиться. Расходится с провозглашенными целями и постановка задачи контроля качества образования. Но ведь нет четкой зависимости между количеством набранных баллов и качеством оставшихся знаний, отмечает А. Плохо стыкуется с декларируемыми целями и задача расширения мобильности студентов, а также задача трудоустройства учеников. Студенты могут столкнуться с финансовыми проблемами. Так как среднестатистический студент, даже с учетом стипендии и личных средств, не сможет себе позволить с финансовой точки зрения, конечно свободно перемещаться по России, а тем более по территории Европы. Подводя итог анализу представленных мнений, хочется отметить, что выполнение Болонских положений должно так же предусматривать и бережное отношение к национальной системе образования, сохранение её отличительных черт, традиций и завоеваний предыдущих поколений. Как было отмечено выше [14, 24], процесс перестройки российской системы образования должен затрагивать не только систему высшего образования, но и среднюю школу. В рамках подписанной Болонской декларации высказываются мнения о том, что российская шкала должна быть 12 летней, поэтому представляется интересным рассмотреть некоторые аспекты такого перехода. Как отмечает в своей статье М. Исходя из этой периодизации, разработчики структуры летней школы выделяют несколько ступеней обучения. I ступень — начальное общее образование обязательное, классы. Начальный возраст обучающихся — не менее 6,5 лет на 1 сентября продолжительность обучения 4 года. В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний их применения при решении познавательных задач. Содержание обучения сводится к тому, что учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. II ступень — основное общее образование обязательное, классы. Продолжительность обучения 6 лет. Основным содержанием обучения в основной школе являются предметы, построенные таким образом, чтобы более подробно сформировать у учащихся знания о природе, обществе, человеке, а также развить умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности. Основная школа остается обязательной для всех граждан.

Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения образования в полной средней общеобразовательной, а также создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. III ступень — среднее полное общее образование классы. Продолжительность обучения 2 года. Эта ступень школы создает условия для подготовки учащихся к выполнению своих социальных функций: Обучение строится на основе профильной дифференциации. Однако следует отметить, что профильный характер старшей ступени предполагает сохранение инвариантного ядра содержания образования, которое должно обеспечивать развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей, гражданских качеств личности, подготовку к жизни. Профильная дифференциация старшей ступени дает такие же возможности выпускнику основной школы для профессионального выбора, как и система начального и среднего профессионального образования. В связи с тем, что в малокомплектных и однокомплектных школах сложно реализуется дифференциация обучения, возможна организация профильных групп со своими специфическими формами организации учебного процесса. В сельских школах могут создаваться направления профильного обучения, связанные с характерными для региона видами деятельности. Таким образом, педагогические функции основной и средней полной ступеней летней школы отличаются от традиционной модели школы относительной завершенностью, цикличностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью. Для летней школы её разработчики предлагают следующие принципы конструирования содержания образования: Более подробно рассматривать принципы конструирования содержания образования не является задачей нашей работы, однако о них подробнее можно посмотреть во многих литературных источниках, в том числе и учебном пособии В. В содержании летнего общего образования сохраняются образовательные области: Содержание учебных предметов в летней школе будет изменяться в следующих направлениях, пишет С. Увеличение сроков обучения и перераспределение учебного материала, отмечает автор [20, С. Обращает на себя внимание то, что большое внимание разработчики содержания образования для летней школы уделяют искусствоведческим дисциплинам и физической подготовке. Так, например, предполагается увеличение времени на занятия физической культурой, с усилением, вместе с тем, дифференциации в содержании обучения в зависимости от групп здоровья учащихся.

Следующий, не менее важный момент в изменениях средней школы, это качество подготовки учащихся по языковым дисциплинам: Доминантой языковых курсов должно быть формирование познавательной и коммуникативной культуры личности. В обучении иностранным языкам, в зависимости от наличия педагогических кадров, целесообразна модель с началом изучения языка в начальной школе и последующим продолжением в основной и средней школе. Это позволит школьникам овладеть иностранным языком на уровне приближения к европейским требованиям [20, С. Таким образом, если все планируемые изменения удастся воплотить в жизнь, то общее среднее образование будет завершаться в выпускном классе теоретическим обобщением знаний, полученных в школе. При этом будут рассматриваться фундаментальные вопросы бытия, формироваться современная научная картина мира, нравственно-мировоззренческие основы личности. Это обобщение должно осуществляться на основе ключевых идей философии природы, человека, социальной философии, теории познания. Подводя итог можно отметить, что если все изменения, которые планируется совершить со средней школой, будут воплощены в жизнь, то это позволит ей отвечать модели высшего образования в рамках Болонского процесса. В заключение, рассматривая различные теоретические аспекты Болонского процесса и его влияния на отечественную систему образования, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Так уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в г. Кроме того, за прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений. Но, несмотря на положительные примеры такого рода в целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Поэтому в данной работе автором была предпринята попытка представить целостное комплексное представление о Болонском процессе через: Потерю этих характеристик российские оппоненты Болонского процесса связывают с сокращением нормативных сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц. Кроме того, высказываются опасения, что внедрение Болонской модели приведет к утрате специализаций, развалу кафедр и научных школ, сокращению занятости преподавателей. Известно, что образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов. Поэтому развернувшиеся в европейской системе образования интеграционные процессы должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран-участниц Болонского процесса.

Все материалы в разделе "Педагогика". Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций? Это очень просто — нужна только регистрация на сайте. Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью: Особенность российской ситуации определяется несколькими факторами, в частности:. В этих условиях любая реформаторская позиция вызывает недоверие, причиной которого стали неоднократные на протяжении нескольких десятилетий меры по одностороннему пересмотру взятых государством на себя обязательств. В этой ситуации формулировка перспективной государственной позиции в области реформирования отечественной науки и образования с необходимостью предполагает выработку новых принципов, которые не только разделялись бы большинством занятых в этой сфере граждан, но и обеспечивали бы общественную консолидацию, задавали пространство для рождения и реализации инновационных идей и концепций. В числе таких принципов мы отмечаем:. Принцип поддержания национально-государственного суверенитета в научной и образовательной сферах. В современных условиях научные и образовательные учреждения Российской Федерации на двусторонней и многосторонней основе участвуют в различных формах международного сотрудничества. Очевидно, что в связи с подписанием в г. Декларации о присоединении России к Болонскому процессу, а также предполагаемым вхождением в ВТО, интернационализация науки и образования получит дополнительный импульс. С другой стороны, очевидно, что большая часть российских учреждений образования и науки окажется в крайне сложном, если не критическом положении в силу, прежде всего, несовершенства правовых оснований собственной деятельности. Соответственно, абсолютным приоритетом является обеспечение международного признания сложившихся реалий отечественной системы образования по крайней мере, ее государственного компонента. Принцип взаимной ответственности государства и научно-образовательной сферы. Государство и научно-образовательное сообщество современной России испытывают необходимость в определении взаимных интересовсфер взаимной ответственности и одновременно конструирования консолидированной стратегии развития.

российское педагогическое образование в контексте болонского процесса

Риторика вокруг поддержки науки и образования, повышения денежных выплат и др. Только формулировка взаимных интересов и потребностей как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе может стать полноценной основой для изменения законодательства, развития материально-технической базы науки и образования, роста благосостояния ученых и учителей.

  • Адамант лодки
  • Ловля джигом с берега
  • 564 цвет воблеров
  • Удочка regbnm
  • Как уже было отмечено, любые "линейные" идеологические модели развития научной и образовательной сферы оказываются малоэффективными в силу участия существенно различающихся по интересам коллективных субъектов. Соответственно, более продуктивным механизмом системной интеграции и развития сферы науки и образования могут стать не целевые программы, а задание государством приоритетных направлений научной и образовательной политики вместе с определением четких рычагов и моделей взаимодействия различных субъектов научной, образовательной деятельности и управления. Именно такая "инфраструктурная политика" может стать эффективным средством институциональной модернизации. Принцип гетероструктурности модернизационных моделей. Его источником является известный "закон биоразнообразия" [12], определяющий зависимость устойчивости любой экологической системы от количества присутствующих в ней видов растений и животных. Соответственно, в ситуации ускоренного реформирования столь сложной и проблемной сферы, каковой, несомненно, является российское педагогическое образование, устойчивость развития будет в значительной степени определяться наличием множества альтернативных моделей модернизации, каждая из которых будет задаваться своим набором факторов и ведущих тенденций. В этом контексте любые меры по унификации и стандартизации нормативов должны дополняться решениями по сохранению "институциональной неоднородности" и наоборот. Приведенные принципы позволяют осуществить концептуальную критику и корректировку ряда принятых в последнее время решений в области реформирования педагогической науки и образования.

     

    видео рыбалка на реке кан красноярского края видео

    Платная рыбалка в Подмосковье © 2011 Все права защищены. Копирование информации без письменного разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

    рыбалка на гэсе новосибирск